Контекст – это общая ситуация, окружающая среда или условия, в которых происходит какое-либо событие, взаимодействие или высказывание. Он включает в себя физическое окружение, социокультурные аспекты, исторические факторы, значения и предположения, которые могут оказывать влияние на восприятие и понимание происходящего.
Важность учета контекста заключается в следующем:
В итоге, учет контекста позволяет нам получать более полное, точное и осмысленное представление о происходящем, улучшать коммуникацию, принимать информированные решения и развивать более глубокое понимание мира вокруг нас.
- Понимание: Контекст помогает нам лучше понять события, высказывания или ситуации. Он предоставляет информацию о фоне, целях, намерениях и ожиданиях, которые могут помочь нам интерпретировать истинное значение и значение происходящего.
- Коммуникация: Контекст важен для эффективной коммуникации. Он помогает учитывать различные факторы, которые могут влиять на восприятие и понимание сообщения. Понимание контекста помогает избегать недоразумений, уточнять смысл и адаптироваться к нуждам и предпочтениям аудитории.
- Влияние: Контекст может оказывать значительное влияние на наши мысли, поведение и решения. Он может формировать наши убеждения, стереотипы и представления о мире. Учитывание контекста помогает осознавать, что наши мысли и действия могут быть влиянием внешних факторов, и позволяет более осознанно и критически подходить к принятию решений.
- Толерантность и взаимодействие: Понимание контекста помогает развивать толерантность, уважение и понимание культурных, социальных и индивидуальных различий. Учет контекста способствует более эмпатичному и гармоничному взаимодействию с другими людьми и позволяет избегать предубеждений и суждений.
- Развитие знаний: Контекст помогает нам лучше понять и связать новую информацию с уже имеющимися знаниями и опытом. Он помогает нам видеть большую картину и находить связи между различными идеями и концепциями.
В итоге, учет контекста позволяет нам получать более полное, точное и осмысленное представление о происходящем, улучшать коммуникацию, принимать информированные решения и развивать более глубокое понимание мира вокруг нас.
В школе проактивного мышления мы выделяем 4 уровня масштаба контекста:
- Роль – это контекст тех ролей, которые в данный момент обуславливают поведение человека (отец, пассажир, менеджер проекта, путешественник)
- Сценарий – это контейнер, соединяющий несколько ролей в единое целое (магазин, футбольная команда, пенсионный фонд)
- Сюжет – на этом уровне происходит взаимодействие сценариев между собой (рынок, отрасль, территория)
- Миф – базовые представления о том, как всё в этом мире устроено (религии, научные концепции, различные учения и кодексы)
Контекст является одним из ключевых понятий в школе проактивного мышления, поскольку понимание, целеполагание и решение проблем тесно с ним связано. Так для решения проблем, возникающих на уровне роли, необходимо иметь возможность выхода на уровень сценария. Для решения проблем с уровня сценария, выходим на уровень сюжета. Соответственно, решения сюжетных проблем ищем на уровне мифа.